Саратовское АО Автогрейд внедрит в своей практике принципы кайдзен и бережливого производства

https://japan-country.ru/logotype/IMG_SIZE.php?token=40b8d3438c2d096de3d127389995567a&ID_PNG=7101732&kartinka_png=http%3A%2F%2Fnimfa-ekb.ru%2F__kartinka%2F11_12_2017%2F20171208_www.business-vector.info_102702.png&size_png=250

В конце октября председатель совета директоров АО Автогрейд известный бизнесмен Сергей Шеметов побывал в составе делегации российских дорожников в Японии.

Поездка была организована для ведущих предприятий дорожной отрасли страны, а саратовская компания еще и завоевала победу в федеральном конкурсе Дороги России-2017 в номинации Инновация года. Российским компаниям предстояло в рамках бизнес-миссии познакомиться с управлением проектами в дорожном стоительстве в Японии и содержанием дорог в северных регионах этой страны, а также с применением в дорожной отрасли системы управления качеством Toyota.

– Мы посетили Токио, Осаку и Саппоро, последний город был особенно важен для нас, потому что климат там близок к европейской части России и Уралу. Кроме того, там расположен НИИ дорожного строительства в холодных регионах, с руководством и специалистами которого мы пообщались. В Саппоро мы также были в департаменте дорожного строительства и на приеме у мэра этого города.

– Мы прибыли в Токио, где посетили корпорацию Toyota и познакомились с работой Центра управления движением. В корпорации Toyota у нас было что-то вроде круглого стола с лекцией и последующим обсуждением. Нашими собеседниками стали топ-менеджеры из управленческого дивизиона. Перед нами выступил советник президента корпорации, разговор шел о Total quality managment – системе всеобщего управления качеством. Это система, которую Toyota ввела у себя после Второй мирвоой войны, когда экономика страны была разрушена. Затем систему подхватила вся Япония, и через 20 лет мир заговорил о японском экономическом чуде. Эта страна остается в числе лидеров мировой экономики, благодаря тому что Total quality managment, или всеобщее управление качеством, пронизывает все стороны ее жизни. Принципы TQM развиваются в концепции бережливого производства, которое в Японии тоже внедрено повсеместно. В бережливом производстве во главу угла ставится планомерное уменьшение непроизводительных издержек. Из-за таких издержек ресурсы потребляются, но никакой ценности для конечного потребителя не создается. При бережливом производстве вся деятельность компании раскладывается на процессы, которые добавляют и не добавляют ценность продукту. В итоге вычленяются восемь видов издержек, и все процессы строятся так, чтобы свести эти издержки к минимуму.

 – Говорят, успех этих управленческих технологий обусловлен еще и менталитетом японцев, у них есть понятие кайдзен – постоянное улучшение.

– Да, кайдзен, его плоды мы видели все время. Японцы очень целеустремленные и настойчивые, очень пунктуальные, дотошные, в этом плане до них даже немцам далеко. Жизнь в японских городах построена очень рационально и продуманно, кругом чистота – начиная с чистоты на улицах и кончая чистотой, обязательностью в отношениях.

На улицах нет урн для мусора, весь свой мусор, обертки, стаканчики из-под напитков нужно уносить с собой, выбрасывать дома у себя. Коммуникации работают безукоризненно, мы в первый день попали в тайфун, дождь лил сутки, просто стеной стоял – ну и что, идешь под зонтиком, вода улицы не заливает, потому что ливневая канализация работает прекрасно.

Несмотря на обилие транспорта, смога на улицах нет, там очень высокие требования к двигателям, к топливу. Мы были в порту – никаких нефтяных пятен на воде, мусора, грязи. Если идет стройка, территория огораживается белоснежными пластиковыми панелями, обязательно устанавливается электронное табло, которое показывает уровень шума из-за строительных работ и норму, за которую нельзя выходить. Если видно, что шум вышел за допустимые пределы – любой японец может взять телефон и сообщить куда следует.

– Я уверен, что да. Страсть к порядку у этой нации в крови. Отдав годы и силы работе накакую-либо корпорацию, типичный японец не успокаивается. Выйдя на пенсию, многие из них начинают следить за порядком на улицах. Мы видели не раз, как пожилые люди в красивой форме с большими жезлами патрулируют участки улиц. Такой человек, например, регулировал парковку возле нашей гостиницы в Токио. Этих людей очень уважают и слушаются. Еще в Японии я увидел очень трепетное отношение к природе. Средняя продолжительность жизни населения страны  – 83 года, а при этом огромнейшая антропогенная нагрузка на территорию, на которой живет ненамного меньше людей, чем в России. Но никакой толчеи, тесноты, а тем более хаоса в помине нет.

– Представьте себе, да. Населения 14 млн человек, а пробок нет, и дирижируют дорожным движением в огромном городе всего несколько диспетчеров. Просто у них создана уникальная система, благодаря которой пробки исчезли как понятие. Мы были в Центре управления городским движением, там огромные экраны, куда поступает информация с ультразвуковых датчиков, которые стоят на всех дорогах. Если датчики показывают, что интенсивность движения упала и создается затор, картинка оперативно выводится на экран: видно все, вплоть до зерен на асфальте. Светофоры на близлежащих улицах автоматически регулируются, они работают в динамичных режимах, чтобы пробка быстрее рассосалась и скорость проезда восстановилась.

Система, конечно, уникальная, если учесть, что Токио пронизывают еще и трассы междугородных скоростных поездов, движение транспорта многоуровневое, сложнейшие развязки, эстакады над домами, между домами, и все работает, как часы. Такое сложное движение транспорта в любом большом городе, и при этом еще и потряхивает довольно ощутимо, так как страна находится в сейсмоопасной зоне.

– Хорошее качество, о нем мы много говорили в Саппоро. Этот город стоит на острове Хоккайдо, там порядка 30 тысяч мостов,и встречаются уникальные, очень красивые решения. С точки зрения технологий тоже все нормально: еще в 70-ые годы прошлого столетия между островами Хоккайдо и Хонсю был построен тоннель Сэйкан длиной почти 54 км, в том числе с подводной частью длиной 23,3 км, она идет на глубине 250 м от уровня дна моря. Но сейчас есть и более современный тоннель, авиасообщение очень развито, Боинги курсируют словно общественный транспорт, благо билет стоит недорого.

– Нет. В Саппоро, в НИИ, который специализируется на проектировании и строительстве дорог для холодных регионов, мы достаточно подробно разобрали этот вопрос. Их технологии не отличаются от наших: основной дорожный материал в Японии – щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА), который и в России достаточно широко применяется, а конкретно в Саратове первым щебеночно-мастичный асфальтобетон начал использовать Автогрейд. И рецептура его идентична нашей за исключением добавления неких органических волокон, о которых нам принимающая стороны подробности раскрывать не стала. Но, я думаю, они принципиальной роли не играют. Но сразу бросается в глаза высокое требование к качеству материалов, оно проверяется очень скрупулезно, в лабораториях, техническая оснащенность которых шагнула далеко вперед.

– Также очень строгие проверки. Конечно, тоже делаются вырубки, как у нас, толщина слоя проверяется георадаром, который с недавних пор есть и в нашем регионе. Но у них уложенное полотно проверяется еще по массе показателей, которые в России не везде применяются: испытание ночной видимости при влажной поверхности, длина тормозного пути при замерзшем пути, скольжение при сильном дожде, скольжение при измороси и т.п.

У них 10 лет гарантия на дорогу общего пользования из ЩМА, у нас 7 лет, но есть и 10. Кстати, был один момент, когда наша сторона японцев поставила в тупик. Один представитель нашей группы спросил, кто будет ремонтировать дорогу, если она была введена в эксплуатацию, но затем разрушена по какой-либо причине. Представители НИИ очень удивились, но ответили, что оплатит та сторона, которая приняла дорогу. Если у нее замечаний к качеству не было и она приняла объект, то в дальнейшем ответственность несет она.

 – Я вспоминаю громкие скандалы вокруг дорог в Саратове, которые спешно делали осенью, а весной асфальт сошел вместе со снегом.

– И все ругали подрядчиков, но никто даже не заикнулся, что чиновники, которые приняли эти работы, тоже должны отвечать. Но надо сказать, что у нас тоже начинают отвественно относиться к приему дорог, профильная дирекция областного минтранса закупила хорошее оборудование, внедряется комплексный подход к контролю и приемке. Очень радует и то, что проектная документация на работы областными и городскими стурктурами готовится уже заблаговременно. Энгельс уже заказал проекты дорожных работ, надеюсь, за ним подтянется Саратов, и если тендеры пройдут уже в первом квартале 2018-го, это будет вообще очень хорошо. В этом году тендеры прошли весной, и это огромный шаг вперед по сравнению с практикой прошлых лет, когда последние торги вели даже в сентябре.

– Мы выезжали на реальные участки строительства, смотрели, как строится работа, какая техника используется. Такой уровень оснащенности, как у них, в России есть только у немногих столичных компаний. Ну, и организационно все выстроено: время подвоза материала минимально, все работы четко регламентированы по времени, потери на организацию участка сведены к минимуму.

– Только один раз видел. Хотя коммуникации проходят под проезжей частью, все делается методом прокола, который у нас тоже начали применять, правда, пока что точечно. А если пришлось вскрывать асфальт, поверх устанавливают металлические конструкции, по которым ездит транспорт.

– Обязательно! В зимний период в компании пройдут занятия для менеджеров всех уровней, но они будут, прежде всего, посвящены технологиям. В Японии, и для меня это откровением стало, применяют для укатки щебня двухвальцевые катки, как из мультфильма Ну, погоди!. У нас тоже такой есть, сколько раз хотел избавиться от него, работники отговаривали – укатывает прекрасно. Когда я в Японии на дороге увидел этот Ну, погоди!, понял, что зря мы забыли советскую систему. Тогда георадаров не было, а качество дорог было. Поэтому лекции моим работникам будут читать и ведущие специалисты СГТУ, и опытные практики, включая советских инженеров – дорожников. Они знают массу тонкостей, которые в учебниках не пишутся. Такие тонкости передаются с опытом, что называется, на кончиках пальцев. Что касается управленческой науки, то я сам буду читать лекции своим топ-менеджерам. Восемь видов издержек, борьба с ними, весь кайдзен как он есть, в адаптированном варианте.

– В Японии эта система процветает в том же дорожном строительстве, потому что у них система планирования строжайшая, как в СССР, на пять лет вперед. А у нас в России я на 2018 год программу составить не могу, потому что тендеров еще не было. Вот поэтому кайдзен будет адаптированный, но с извлечением всего лучшего, что можно применить в условиях нашего отечества.

Дата публикации: 11-12-2017 - подробнее...


Другие новости:

В Азии в январе – июне 2018 года было произведено 613,9 миллиона тонн стали,...

27 июля, Брюссель. Мировое производство стали для 64 стран, представляющих Всемирную ассоциацию стали (worldsteel), составило 151,4 миллиона тонн в июне 2018 года, что на 5,8 процента больше по сравнению с июнем 2017 года. За полгода глобальное производство стали выросло на 4,6 процента и составило 881,5 миллиона тонн.

"Вскоре Соединенные Штаты могут стать крупной Испанией или Грецией,...

Сброшенные Россией американские казначейские обязательства — это "укус комара" для финансовой системы США. Чтобы она рухнула, необходимо выполнение трех условий. Но надо ли радоваться коллапсу доллара, а вместе с ним и американского империализма? Как переживет это Россия.

ООН покраснела - закончились деньги

Организация Объединенных Наций, судя по всему, переживает далеко не самые лучшие времена. Международная организация во всеуслышание пожаловалась на нехватку денежных средств.По словам представителей ООН, нынешний финансовый кризис международной организации значительно отличается от предыдущих.

Сразу после публичного дебюта модели компания начнет принимать предварительные...

Компания Audi анонсировала премьеру своего первого серийного электрического кроссовера e-tron. Специальное мероприятие состоится в Сан-Франциско 17 сентября. Напомним, ранее Audi вынуждена была перенести премьеру из-за ареста своего теперь уже бывшего главы Руперта Штадлера.

По его словам, нынешний дефицит средств отличается от тех, которые наблюдались...

В Организации Объединенных Наций сложилась тревожная финансовая ситуация. Об этом говорится в заявлении представителя генсека ООН Стефана Дюжаррика.По его словам, нынешний дефицит средств отличается от тех, которые наблюдались ранее. Финансовый поток еще никогда не был настолько низким и так рано в году.

По воле стихии: саммит ЕС-Япония перенесен в Токио

Наводнение в Японии внесло коррективы в мировую политическую повестку. Так, саммит Евросоюз-Япония перенесен в Токио, где он пройдет 17 июля. Об этом сообщил пресс-секретарь Еврокомиссии Маргаритис Схинас. Как известно, саммит должен был состояться в Брюсселе в нынешнюю среду.

В сборную открытий ЧМ по футболу вошли двое россиян

Полузащитник Денис Черышев и нападающий Артем Дзюба попали в символическую сборную открытий чемпионата мира по футболу по версии американской телекомпании ESPN.

Страна Япония
Новости